01 авг 2016
Минэкономразвития России надеется осенью договориться с законодателями о повышении доли участия заграничного капитала в малом бизнесе. Законодательная инициатива предполагает внести поправки в законы «О защите конкуренции» и «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», увеличивающие разрешенную долю иностранных юрлиц в капитале субъектов малого предпринимательства с 25 % до 49%.
Соответствующие поправки обсуждаются с 2012 года. Весной 2015 года законопроект был внесен в Госдуму, необходимость его принятия Правительство РФ связывало с выполнением 23-го пункта антикризисного плана – расширение участия быстрорастущих малых и средних предприятий в государственных и муниципальных программах поддержки. Тем не менее, законопроект до сих пор не был принят.
Какой эффект может иметь этот закон?
В стране усугубляется экономический кризис. Сырьевой экспорт не приносит и в несколько последующих лет уже не будет приносить в казну столько же доходов, как ранее. Например, Европа – один из крупнейших потребителей наших нефти и газа – за счет внедрения технологий альтернативной энергетики уже почти «спрыгнула» с российской нефтегазовой иглы. Что делать? Единственный выход для властей – в экстренном порядке мобилизовать новые источники пополнения бюджета, любой ценой развивать собственное производство в несырьевых секторах, сократить импорт иностранных товаров, ибо это вымывает деньги из страны. Если этого не сделать, нас будет ждать серьезный экономический коллапс.
Естественно, что в сложившихся социально-экономических и внешнеэкономических условиях власти обратили внимание на малый и средний бизнес. Он может стать драйвером экономического роста, если его правильно стимулировать. В июне Правительство РФ утвердило «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года» и соответствующий план мероприятий («дорожную карту») по ее реализации. К ней, конечно, тоже много вопросов, но основная мысль понятна – заложить фундамент долгосрочной позитивной программы деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
К 2030 году власти ждут от малого и среднего бизнеса роста по целому ряду экономических показателей: оборота – в 2,5 раза; производительности труда – в 2 раза; доли обрабатывающей промышленности в МСП - до 20%; доли занятого населения в общей численности занятого населения – до 35%.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в 2 раза (с 20 до 40%), что будет соответствовать уровню развитых стран.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова на состоявшейся в начале июля встрече с Владимиром Путиным заявила, что доходы федерального бюджета от малого и среднего бизнеса по итогам 2015 года выросли на 10% (правда, я полагаю, что это скорее за счет возросшего количества налогов и усиления их сборов, чем за счет "развития СМП", но пусть будет так).
Снимать сейчас различные ограничения на ведение предпринимательства на законодательном уровне для развития МСБ – логичный шаг. Владельцы бизнеса в интересных для иностранных вложений отраслях смогут привлечь зарубежные инвестиции в свое развитие.
Чиновники Минэкономразвития подсчитали, что создание привлекательных условий для ведения бизнеса иностранными инвесторами на территории РФ, приведет к росту количества субъектов МСП на 1%.
Кому этот законопроект может быть выгоден?
Росстат не ведет статистики о численности малых предприятий с участием иностранного капитала. Достоверных данных нет. По оценкам Федеральной налоговой службы сегодня компаний с иностранным участием насчитывается примерно 0,6% от общего числа (23,5 тысячи из 3,99 млн коммерческих компаний, состоявших на учете в России в 2015 году).
Наиболее интересными сферами инвестирования для иностранного капитала в российские СМП являются мелкорозничная торговля, общепит и операции в области недвижимости.
Как отмечают эксперты рынка, если законопроект будет принят, то это в первую очередь активизирует мелких инвесторов из ближнего зарубежья. В частности, сейчас в малом бизнесе, особенно в сфере общепита, работает много компаний, организованных выходцами из Средней Азии – узбеками, таджиками, азербайджанцами. Включить свои предприятия в список СМП и получать соответствующие преференции сегодня они могут только в том случае, если показывают не более чем 25% участия своего капитала в компании. Увеличение порога участия иностранного капитала до 49% поможет, с одной стороны вовлечь большее количество их инвестиций, а с другой – в случае чего не даст единолично принимать ключевые решения, связанные с управлением компанией-«малышом» - 49% для этого недостаточно. Цинизм, скажете вы? Нет, жесткие условия, которые диктует экономический кризис – привлечение доп.инвестиций с одновременным сохранением возможности контроля.
Также, безусловно, нововведение пойдет на руку малым компаниям и стартапам в сфере технологического предпринимательства. Многие из таких компаний сейчас работают на базе «Сколково». Совместные небольшие предприятия в сфере инноваций привлекут новые технологии в отечественное производство, а преференции, предоставляемые СМП, помогут таким стартапам в РФ подрасти и укрепиться.
Ринутся ли массово в отечественный малый бизнес инвесторы из развитых стран – ЕС, США, Японии? Учитывая санкционные запреты, налагаемые правительствами этих стран на участие своих частных компаний в российской экономике, и иной масштаб их финансовых интересов, которым формат нашего СМП явно маловат - вряд ли. Зарубежный бизнес сегодня активно выходит даже из таких традиционно ресурсоемких отраслей бизнеса в России, как автомобилестроение и ритейл, что уж здесь говорить о вложениях через СМП.
Снятие ограничений для участия иностранцев в малом бизнесе – это «пряник», которым государство завлекает иностранных инвесторов. Но оно не готово раздавать преференции направо и налево. Напротив, на фоне не утихающей санкционной конфронтации между Западом и Россией, власти используют и «кнут», продолжая курс на ограничение доли иностранного капитала в ряде отраслей экономики, вмешательство в которые иностранцев государство считает небезопасным. Прежде всего, речь идет о СМИ, рекламе и медиа. Напомним, в мае 2015 года был подписан закон о нежелательных неправительственных организациях, в июле 2015 года ограничена деятельность филиалов международных кредитных рейтинговых агентств. С 1 января 2016 года действует закон об ограничении на участие любого иностранного капитала в российских СМИ долей в 20 %. Один из последних примеров – законопроект, который вводит ограничения на деятельность иностранных компаний, исследующих зрительскую телеаудиторию.