Инструкция: досудебный порядок урегулирования споров

07 июн 2019

Пунктом вторым ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Арбитражным судом позволяется оставлять исковое заявление без рассмотрения в случае несоблюдения претензионного или иного досудебного порядка со стороны истца.

В каких случаях обязателен досудебный порядок урегулирования спора?

Споры:

  1. о взыскании суммы задолженности по договорам и сделкам,
  2. о взыскании средств в результате неосновательного обогащения,
  3. по гражданским правоотношениям, если это прямо предусмотрено законом,

П.2 ст. 452 ГК РФ: сторона имеет право обратится в суд с требованием об изменении или расторжении договора только после досудебной попытки решить данный вопрос.

Если в ходе судебного разбирательства был подан встречный иск, для рассмотрения которого также необходим досудебный порядок, суд вправе его оставить без рассмотрения.  

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора

Претензия в первую очередь направлена на мирное урегулирование спора.  Судами считается пройденным этап урегулирования споров претензионным путём, даже если сама претензия содержит несущественные ошибки.

Требования, содержащиеся в претензии, должны напомнить ответчику, о необходимости произвести расчёт по долгам. Наиболее оптимальный для должника вариант развития событий – требование заявителя погасить саму сумму задолженности.

Что следует указывать в претензии:

  • Сумму прямого долга или причиненного ущерба
  • Дополнительные требования прямо вытекающие из договора

Минимальные требования к содержанию претензии: ссылка на договорные обязательства, на исполнение данных обязательств одной стороной (заявителем) и их полное или частичное  неисполнение. Должно быть сформулировано именно требование, а не просто перечисление фактов. Иначе такой документ не будет считаться претензией. 

При направлении претензии в адрес должника на руках у кредитора обязательно должно оставаться доказательство её подачи. Поэтому даже при передаче из рук в руки, должник должен поставить свою подпись, а также дату на экземпляре у кредитора. Каких-либо конкретных требований законодатель не предъявляет.

Если претензия направляется почтой, то желательно поставить исходящий номер и указать его в описи, примерно так: «Претензия № 1/19 от 01.01.19 по договору № 1/18 от 01.011.2018 в ЗАО на сумму 1 млн. руб.»

Если у должника нет возможности единовременно произвести выплату, он может попытаться договорится с кредитором об отсрочке платежа или согласовать график погашения задолженности.

В досудебном порядке возможно также сделать взаимозачёт или переуступку долга.

С момента признания должником факта задолженности возможно прерывание срока исковой давности. Кроме того, если по договору предусмотрены проценты за просрочку, есть шанс договориться о приостановке их начисления в связи с признанием требований.

Соблюдение досудебного порядка защищает и самого кредитора, например, находящегося на грани банкротства. Вовремя направленные претензии, даже оставленные без удовлетворения, будут указывать на добросовестность руководящего лица и его попытку вернуть средства на счета предприятия.

Если срок возврата долга договором не обусловлен или заявлен как «разумный»

С момента направления требования о выплате долга начинается срок исполнения обязательства. По умолчанию он равен 7 дням. Кредитор может заявить иной срок, больше или меньше установленного законодателем. Направление требования не освобождает истца от досудебного урегулирования споров.   

Вместе с подачей искового заявления необходимо приложить документы, которые подтвердят попытку решить проблему «мирным» путём

  • претензия
  • отзыв на неё (при наличии)
  • почтовые квитанции, подтверждающие, что претензия была направлена (если отзыв не поступил)
  • распечатка с экрана (если претензия была направлена путём электронного сообщения)
  • Иные документы, которые могут подтвердить тот факт, что истец сделал все от него зависящее для решения вопрос в досудебном порядке. 

Исковое заявление остаётся без движения до предъявления таких документов. Если же будет установлено, что досудебный порядок соблюден не был, исковое заявление остается без рассмотрения в порядке ст. 148 АПК РФ.

Случай из практики ЭНСО

В сентябре 2018 г. в Арбитражном суде было рассмотрено дело по иску ООО1, интересы которого представляли юристы ЭНСО, к ООО2 о расторжении договора и взыскании 67 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ООО1 направило ООО2 требование о расторжении договора № 44/91 в связи с некачественным оказанием услуг и взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по договору, начисленного на основании п. 8.1 указанного договора по ставке 4% от цены договора и включающего расходы по госпошлине. Арбитражным судом исковые требования были удовлетворены.

Важно: рекомендуем прописывать в договоре необходимость направления письменной претензии до обращения в суд и указывать способы направления претензии, сроки ее рассмотрения, а также сроки для её подачи.

Претензия должна четко отражать суть недовольства, требования пострадавшей стороны и описание условий для проведения переговорного процесса. В качестве условий обычно обозначается необходимость встречи юристов компании, глав предприятия, виновных лиц и других участников конфликта.

Досудебное урегулирование споров требует обязательного участия юристов. В противном случае могут быть нарушены обязательные условия его осуществления, что усложнит разрешение конфликта даже в судебном порядке.

Обратитесь к юристам ЭНСО для досудебного урегулирования спора:

  • Вы сэкономите время на подготовке и сборе необходимых документов
  • Вам удастся исключить эмоциональную и необъективную интерпретацию условий сотрудничества и взаимоотношений

При досудебном урегулировании споров юристы ЭНСО:

  • Детально анализируют условия договора, качество их соблюдения сторонами, суть конфликта и обстоятельства его возникновения
  • Готовят документы, иллюстрирующие предмет конфликта
  • Оценивают юридические, репутационные и правовые потери сторон в случае решения конфликта в судебном порядке
  • Оценивают сумму ущерба, понесенную сторонами в результате партнерства
  • Разрабатывают претензионные документы и взаимовыгодные решения для участников спора
  • Организуют сам процесс досудебного урегулирования спора

Клиенты выбирают ЭНСО:

  • 15 лет на рынке – богатый опыт решения сложных и нестандартных проблем клиента
  • Более 1000 успешных проектов – высокий процент эффективности
  • Соответствуем высоким стандартам юридических и бухгалтерских услуг – решим задачу любого уровня сложности.

Ответим на вопросы

Звоните по тел. +7 (343) 384-87-33

Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Или оставьте заявку на обратный звонок форме ниже

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены