Единый регистр сведений о населении: последствия для российских граждан

09 июн 2020

Совет Федерации одобрил закон о едином регистре сведений о населении России. Информация о каждом индивидууме, находящемся на территории Российской Федерации, начиная от его рождения, и заканчивая смертью, со всеми значимыми событиями, будь то обучение в ВУЗЕ, поиск работы или оформление пенсии, будет попадать в единую информационную базу. 

Суть закона едином информационном регистре

Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» будет вводиться поэтапно. Начало первого этапа запланировано на 01.01.22 года, последний этап будет введен 01.01.26 года.

Статья 1 закона раскрывает сферу его действия: формирование организационно-правовых основ и создание единого федерального информационного регистра (ЕФИР). В регистр будут включаться сведения о населении Российской Федерации. То есть о всех тех, кто проживает на территории страны: резидентах, независимо от гражданства, а также россиянах, проживающих за рубежом.

В статье 4 раскрывается цель данного мероприятия: создание системы учета сведений для «облегчения» жизни как простым гражданам, так и государственным органам. 

Как отмечают законодатели, основная цель - возможность снизить количество мошеннических схем, а также повысить собираемость налогов и пополнение казны. Минимизация встреч с чиновниками также должна привести к снижению уровня коррупции.

Второй пункт статьи 4 - реализация социально-экономической политики государства и обеспечение национальной безопасности. Актуальность и достоверность информации - важный аспект, необходимый для планирования бюджета регионов. 

Что о нас теперь будет знать государство?

В принципе, оно уже знает.

Сейчас все сведения официально объединены в единый регистр населения: 

фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);

дата рождения;

дата смерти;

место рождения;

место смерти;

пол и в случае его изменения иной пол;

сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;

гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств; 

сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Также планируется аккумулировать информацию относительно постановки на налоговый учет, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о постановке на воинский учет, регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, о постановке на учет в органах службы занятости, об образовании и квалификации, ученых званиях.

В тексте документа отмечены основные направления, с целью которых и будет аккумулироваться информация: 

Своевременность качественного предоставления государственных услуг населению,

Распределение бюджета в зависимости от реальных показателей каждого субъекта Федерации,

Незамедлительное получение справочной конфидециальной информации,

Статучет населения,

Учет военнообязанных граждан,

Кто будет иметь право доступа к сведениям в едином регистре сведений о населении? 

органы государственной власти Российской Федерации, а также субъектов РФ, органы управления фондами для использования специальных целях, указанных в отдельных пунктах закона

МФЦ для предоставления государственных услуг

Изберком

Нотариус по назначению

Непосредственно лица в отношении себя или законные представители.

Предоставление сведений - бесплатно. Это уже хорошо, ибо в свое время стоимость справок, а также их количество и срок действия порой выходили в хорошую сумму.

Для граждан предусмотрены всего 2 возможности использования данной информации: получение данных о себе и своих несовершеннолетних детях и получение государственных и муниципальных услуг.

Риски, связанные с введением единого информационного регистра

Самые высокие: утечка информации и использование ее не по назначению, а также злоупотребление со стороны лиц, имеющих доступ к данным.

Ответственность за нарушение, а иными словами, за разглашение или использование в корыстных целях преследуется по закону. Необходимы поправки в КоАП и УК для возможности наказания виновного по всей строгости.

До полного введения изменений должна быть подготовлена не только техническая база по сбору и обеспечению сохранности данных, но и, что, пожалуй, самое главное - подбор и обучение персонала. На работу с конфиденциальными данными нельзя брать кого попало. На наш взгляд, следует разработать кодекс поведения сотрудников, а также положение об ответственности за разглашение или злоупотребление. Последнее потребует внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях и в уголовный кодекс. 

Требования к сотрудникам, которые будут допущены к персональным данным должны быть не менее строгие, чем к судьям или лицам, допущенным к государственной тайне. Ведь сейчас в одних руках будут не только паспортные данные, но также и данные об имуществе, родственниках, пенсиях. Попади эти данные в руки мошенников или нечистых на руку лиц, может иметь место и распоряжение собственностью без объявленной на то воли владельца, и шантаж и подмена данных. 

Значение единого регистра сведений о населении для граждан

То, о чем умалчивается, но можно догадаться - будут систематизироваться данные о судимости и о привлечении к ответственности. А также, исходя из того, что будут введены электронные трудовые книжки - сведения о работе: где, кем, когда и почему уволился. 

Каждый исполнительный орган должен будет вносить информацию, касающуюся только его ведомства. Например, органы ЗАГСа будут вносить данные о рождении, смерти, браках, разводах. Но вопрос в следующем: а будут ли лица, добавляющие данные своего органа, видеть всю остальную информацию относительно человека? Сможет ли нотариус, к примеру, искать наследников через данную базу данных и если да, то нужно ли при этом судебное решение или достаточно простого запроса?

В тексте сказано, что сведения будут предоставляться как по запросу самого гражданина, так и по запросам государственных органов в целях реализаций государственных и муниципальных программ, а также по запросам правоохранительных и судебных органов. То есть нотариус не подпадает под данный перечень или же его расширят.

Понятно, что документ претерпит множество корректировок.

Согласитесь, что при такой осведомленности заинтересованного лица, человеку, которым было совершено правонарушение или который был уволен по статье, потому что не поладил с работодателем, не просто начать все с начала. Можно поменять 10 раз имя, фамилию и отчество, но уникальный номер будет единым и неизменным. К примеру, в Королевстве Бельгия, существует уникальный идентификационный номер, который стоит в электронной карте. Человека определяют именно по этому номеру, а не по его имени-отчеству, например, при выдаче Вам заказного уведомления.  

С точки зрения безопасности: вопрос спорный. Если брать идеальную сторону решения этой проблемы, то станет проще и быстрее искать людей, которые подозреваются в совершении преступлений. Хотя если этот человек нигде ни на какой учёт не встал-он останется невидимкой. К примеру, человек, который подозревается в совершении преступления, заболел. Обращение в медицинское учреждение автоматически активирует его запись. Значит либо ему надо быть готовым, что его местонахождение будет обнаружено и он арестован, либо обращаться в частное лечебное заведение.

Какой ещё подводный камень таится? Сбой системы. Бумажный источник, как ни крути, все-таки надежнее. На такой случай должна быть предусмотрена регулярно обновляемая резервная копия, а может и не одна. 

Пандемия сподвигла даже тех, у кого не было единой базы, ее создать. Отслеживание по СМС-сообщениям или маячкам с телефонов за передвижением индивидуумов осуществлялось не только в России. «Под колпак» попал практически весь цивильный мир. 

Как нам думается, основная цель – повысить сбор налогов, то есть пополнить казну государства. Несмотря на то, что в законе не сказано о том, что в единой базе должны быть сведения доходов и расходах, это ясно по умолчанию. Ибо вести базу будет орган, который как раз знает об этом все про нас. Правда, если мы используем наличные деньги, то эта информация пока еще может быть скрыта. Но, поверьте, это ненадолго.  

То есть, как мы уже поняли, это будет создание тотальной информационной базы о каждом из нас. Но не спешите собирать чемоданы и бежать за границу. Многие страны уже имеют такую систему. К примеру, когда Вы запрашиваете во Франции выписку свидетельства о рождении (во Франции нет документа, который был бы эквивалентен нашему свидетельству), то вместе с данными о своём рождении Вы получаете: кто ваши родители и кем они работают, кто Ваш супруг или сожитель, если был развод- это тоже будет упомянуто, кто Ваши дети.

Это всё очень и очень серьёзно – конфиденциальная информация каждого из нас должна оберегаться как зеница ока. Доступ к ней, её использование должно быть строго регламентировано. 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены