Правила размещения наружной рекламы

29 июл 2020

Что подразумевается под словом «реклама»? Будет ли вывеска «Гастроном» рекламой или рекламой будет считаться примерно такой плакат: «В нашем гастрономе колбаса для всей семьи!». Почему одна и та же реклама раскидана по многим точкам большого города, а другая только у входа в объект?

В Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» сказано, что рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любом форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования будет как сам товар или услуга, так и реализатор или изготовитель, а также культурно-массовые, спортивные и иные мероприятия. 

Следовательно, если слово «Гастроном» будет написано специальным узнаваемым шрифтом, то покупатели будут знать, что это конкретная сеть гастрономов.

Требования к размещению наружной рекламы

Виды наружной рекламы: вывески, баннеры, флаги, плакаты и т.д., расположенные на стенах домов, крышах, мостах, по обочинам дорог и т.д.

Наружную рекламу можно устанавливать только на специально отведенных для этого местах. Кроме того, реклама должна соответствовать языковым требованиям и морали общества. К примеру, если мусульмане не едят свинину, то на территории с преимущественно мусульманским населением рекламировать свинофермы было бы, по меньшей мере, неэтично. 

П. 3 ст. 19 Закона запрещает размещение наружной рекламы на знаках дорожного движения, а также на ином приспособлении, которое предназначено для регулировки движения на дорогах. В целях безопасности движения эти объекты нельзя использовать как подручное средство для размещения рекламы. 

Есть ограничения по размещению рекламы на объектах культурного значения, поскольку рекламные объекты не должны:

  • портить внешний вид памятника,
  • нести вред самой конструкции и изменять её внешний вид.

Порядок размещения наружной рекламы

Право на размещение наружной рекламы есть у собственника, а у арендатора с согласия собственника. Оно может быть дано заранее при заключении договора аренды. Может быть предусмотрено также, что арендодатель даёт своё согласие на установку рекламы после поступившего от арендатора запроса.

Если реклама устанавливается на территории, которая принадлежит ряду собственников, то в этом случае необходимо получить их согласие. То есть если Вы хотите повесить рекламу на стену многоквартирного дома, то нужно согласие собственников квартир. Об этом есть прямое указание в п.5 ст. 19 Закона, а также ссылка на Жилищный кодекс РФ. 

Срок установки рекламной конструкции может обговариваться.

Но чтобы установить рекламную конструкцию мало получить согласие собственника. Как ни как наружная реклама влияет на внешний вид города. 

В связи с этим хочется отметить, что Федеральные власти отдали на откуп местным властям правила установки наружной рекламы. Так, к примеру, в Санкт-Петербурге Правительством города принят ряд постановлений относительно производства, установки, выдачи разрешений. То же самое и в Екатеринбурге. Екатеринбургская городская дума приняла 09.10.2007 г. Положение "О порядке распространения наружной рекламы в муниципальном образовании "город Екатеринбург".  

Для получения права размещения наружной рекламы с использованием объектов либо земель, принадлежащих городу, проводятся торги. Решение о проведении торгов принимает городская Администрация в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом. С победителем торгов заключается договор на определённый срок. 

Все рекламные конструкции, независимо от того, размещены они на муниципальной собственности или нет, должны:

  • соответствовать установленным нормам и правилам. Рекламные обозначения не должны быть похожи на общепринятые, которые используются для нашей безопасности: на знаки дорожного движения, обозначения, используемые для всех других видов транспорта. 
  • вписываться в архитектурный ансамбль города
  • соответствовать требованиям законодательства о государственном языке Российской Федерации. Если мы откроем Федеральный Закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», то п.7 статьи 1 говорит о том, что обязательность использования государственного языка не должна быть истолкована как отрицание или умаление иных языков народов РФ. Пп.10 п.1 ст. 3 этого же закона говорит об обязательном использовании государственного языка в рекламе. Исходя из этих пунктов можно сделать вывод, что рекламу можно дать, скажем, на татарском языке с обязательным переводом на русский как государственный. 

В Екатеринбурге запрещено размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, если эти объекты включены в Единый государственный реестр. Этот реестр находится в открытом доступе и периодически обновляется. Запрет распространяется и на прилежащие территории. Исключение составляют территории достопримечательных мест. Понятие «достопримечательного места» расшифровано ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: 

  • Творения человека или человека и природы вместе взятых, включая центры художественного творчества;
  • Исторические поселения;
  • Исторические места формирования этнических общностей;
  • Археологические места;
  • Места совершения религиозных обрядов;
  • Места массовых захоронений жертв репрессий;
  • Религиозно-исторические места.

Как получить разрешение на размещение наружной рекламы от официальных властей?

В любом случае Вам придется обратиться в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений.

Если Вы находитесь не в Екатеринбурге, а в другом населенном пункте, то надо изучать местные нормативные правовые акты, чтобы установить круг разрешающих организаций. Так в Санкт-Петербурге необходимо получить согласие Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в обязательном порядке.

Документы, которые необходимо приложить к заявлению:

1. Данные физического лица. Данные о юридическом лице запрашиваются самостоятельно органом, которое уполномочены выдать разрешение. 

2. Согласие собственника. Сюда же относится протокол общего собрания собственником многоквартирного дома. Если собственник муниципалитет или государство, то уполномоченный орган сам проверяет наличие такого согласия. При этом уполномоченный орган сам вправе провести проверку, является ли собственник надлежащим или нет. 

Запрещено запрашивать ещё какие-либо документы, если они не были оговорены в законе, равно как и оплату, помимо государственной пошлины. В случае необходимости получения дополнительного согласования, этим занимается уже уполномоченный на то орган.

Отказ в разрешении на размещение наружной рекламы

Отказ должен быть мотивирован и только по тем основаниям, которые строго оговорены в законе. Отказ можно обжаловать в суде в течение трех месяцев с момента его получения. 

Из судебной практики. Владельцы небольшого ресторанчика, расположенного в подвале дома, получив согласие собственника этого помещения, разместили рекламу своего заведения на фасаде дома. Дом является многоквартирным. И кроме собственников подвального помещения, там есть собственники квартир.  

Один из владельцев квартиры обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчиков демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции на фасаде дома, а также привести его фасад в первоначальное состояние. 

Согласно действующему законодательству все как несущие, так и ненесущие конструкции многоквартирного жилого дома, относятся к его общему имуществу и принадлежат собственникам квартир на праве общей долевой собственности. Исключение: конструкции внутри квартир. Следовательно, фасад дома принадлежит всем собственникам жилых и нежилых помещений вместе взятым. 

Владельцы ресторана заручились только согласием арендодателя, забыв про жильцов дома. Суд пришёл к правомерности исковых требований владельца квартиры и обязал ответчика демонтировать наружную рекламу. 

Сотрудники юридической компании ЭНСО помогут Вам в юридических вопросах установки рекламы. Подскажут, все ли лица дали своё согласие. Находится ли Ваше помещение в реестре памятников и если находится, то чьей следует заручиться поддержкой, чтобы Вам разрешили разместить рекламу. 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Есть вопросы? Свяжитесь с нами

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2020 © Все права защищены