• Главная
  • Новости
  • Обзор изменений Закона "О рекламе" и разъяснений ФАС в 2014 году. Планы на 2015 год
20 Декабря 2014

Обзор изменений Закона "О рекламе" и разъяснений ФАС в 2014 году. Планы на 2015 год

Обзор изменений Закона "О рекламе" и разъяснений ФАС в 2014 году. Планы на 2015 год Новое понятие рекламы, запрет на использование детей в рекламе, сбор за использование в рекламе  наименований и товарных знаков на иностранном языке, ограничение громкости рекламы в торговых комплексах.

Мы собрали для вас в одном месте все изменения, внесенные в Федеральный закон "О рекламе" в 2014 году.
Все изменения указаны в хронологическом порядке вступления изменений в законную силу.

Также мы включили и наиболее значимые разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ по порядку применения рекламного законодательства. 

Дополнительно подобраны законопроекты, готовящиеся к принятию в 2015 году:  новое понятие рекламы, запрет на использование образов детей в рекламе, сбор за использование в рекламе  наименований и товарных знаков на иностранном языке, ограничение громкости рекламы в торговых комплексах, запрет рекламы гадалок — все это необходимо учитывать при планировании рекламных кампаний в 2015 году в условиях ограниченного бюджета.

Изменения в рекламном законодательстве 2014 года

01 января 2014 г.  вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

а) запрещена реклама услуг по искусственному прерыванию беременности;

б) Перечень товаров и услуг, на которые распространяется ФЗ «О рекламе» дополнен методами профилактики, диагностики, медицинской реабилитации, методов народной медицины.

14 мая 2014 г. Письмо Федеральной антимонопольной службы № АК/19317/14 "О социальной рекламе о вреде потребления табака"

С 1 июня 2014 г. вступила в силу норма, касающаяся показа аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс потребления табака.

Рекламодателями социальной рекламы, в т. ч. о вреде табакокурения, могут выступать любые лица, в частности, непосредственно телеканалы, транслирующие аудиовизуальные произведения.

При подсчете продолжительности общего объема рекламы, распространяемой в телепрограмме (телепередаче), социальная реклама не учитывается.

Несоблюдение требования о размещении "антитабачной" рекламы грозит административным штрафом: для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. К ответственности могут привлечь как антимонопольные органы, так и Роскомнадзор.

Если последний уже наложил штраф, антимонопольный орган обязан прекратить соответствующее административное дело.

25 июня 2014 г. Письмо Федеральной антимонопольной службы № АК/25319/14 "О соотношении норм Федерального закона "О рекламе" и статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции"

Если информация, содержащая не соответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение с конкурентами, содержится исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе.

Если такая информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении товара в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).

30 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе"

Вновь разрешена реклама медицинских услуг (с ограничениями, установленными ФЗ «О рекламе»).

30 июня 2014 г. Письмо Федеральной антимонопольной службы № АК/26183/14 "О порядке применения статьи 24 Федерального закона "О рекламе"

Разрешив рекламировать медицинские услуги, антимонопольный орган обращает внимание на недопустимость в настоящее время возбуждения дел об административном правонарушении по факту нарушения части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в части рекламы медицинских услуг

23 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ

В пункт 1 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" внесены изменения касательно рекламы пива. Разрешено рекламировать пиво на период проведения Чемпионата Мира по футболу. Разрешение действует до 01 января 2019 г. Прочитайте публикацию "Как правильно рекламировать пенные напитки".

23 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Изменена статья 28 Закона "О рекламе". Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

25 июля 2014 г.  вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ

В часть 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" внесены изменения: под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

31 июля 2014 г. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг"

Разъяснено, что индивидуальные предприниматели фактически не могут осуществлять деятельность по предоставлению потребительских займов.

Реклама должна содержать все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

10 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Реклама биржевых облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, не допускается до присвоения биржей идентификационного номера программе облигаций

01 октября 2014 года. Письмо Федеральной антимонопольной службы № АК/39552/14 "О запрете размещения рекламы на платных или кодированных каналах"

Согласно поправкам к Закону о рекламе последняя не допускается в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Разъяснено, что к указанным телеканалам не относятся, в частности, те, которые распространяются посредством наземного эфирного вещания, если в лицензии указаны используемые радиочастоты и (или) позиции телеканала в мультиплексе и они выделялись на основании решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.

Размещать рекламу вправе все телеканалы, распространяемые на территории Крымского федерального округа посредством эфирной наземной трансляции, как в аналоговом формате, так и в составе цифровых мультиплексов. При этом наличие решения Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию значения не имеет.

Различные технические (SD, HD, Ultra HD) и/или региональные (муниципальные) версии одних и тех же СМИ следует расценивать как единый объект регулирования законодательных поправок, запрещающих рекламу.

Общая продолжительность распространяемой рекламы не может превышать 15% времени вещания в течение часа.

Рекламой не являются анонсы телепередач, объявления граждан и организаций, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и некоторые другие виды информации.

01 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ

Дополнена статья 14 пунктом 4.1. ФЗ "О рекламе":

Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 Дополнение от 24 декабря 2014

С 01 января 2015 года разрешается реклама российского алкоголя— вина и шампанского

Законопроекты в рекламном законодательстве на 2015 год

Не беремся судить о значимости внесенных законопроектов и о том, в каком виде они найдут отражение в законе. Но вопросы, которые подняты, действительно актуальны и в текущем законе так или иначе не урегулированы.

1. Принят в первом чтении 15.10.2014 г. законопроект № 526719-6

Законопроектом предлагается запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Принят в первом чтении 18.06.2014 г. законопроект № 512122-6

Законопроектом предусматривается установление прямого запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

3. Рассматривается в первом чтении законопроект № 296629-6

Законопроектом взамен частей 6-12 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предлагается дополнить главу 3 "Особенности размещения рекламы отдельных видов товаров" статьей 302 "Реклама жилых помещений, для строительства (создания) которых привлекаются денежные средства" предусматривающей запрет на рекламу жилых помещений до получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в состав которого входят либо будут входить указанные жилые помещения за исключением случаев, когда привлечение денежных средств осуществляется на основании договора участия в долевом строительстве, жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Также законопроектом устанавливаются требования к содержанию рекламы жилых помещений, для строительства (создания) которых привлекаются денежные средства на основании договора участия в долевом строительстве, жилищно-строительными и жилищно-накопительными кооперативами.

Предлагается установить запрет на распространение рекламы в период ликвидации застройщика или жилищно-строительного или жилищно-накопительного кооператива, возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика или жилищно-строительного или жилищно-накопительного кооператива и иных случаях, кроме того вводится обязанность застройщика при наступлении вышеуказанных событий незамедлительно уведомить рекламораспространителя.

Устанавливаются требования к продолжительности информации, предусмотренной статьей 302, при рекламе, распространяемой в радиопрограммах — не менее чем пятнадцать секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании — не менее чем пятнадцать секунд и такой информации должно быть отведено не менее чем пятнадцать процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пятнадцать процентов рекламной площади (рекламного пространства).

4. Рассматривается в первом чтении законопроект № 238046-6

Требования к рекламе во время трансляции детских и образовательных программ (касательно продолжительности).

5. В первом чтении перенесено рассмотрение законопроекта № 134363-6

При рекламировании финансовых услуг слова "вклад", "депозит" вправе использовать только кредитная организация, имеющая разрешение на привлечение во вклады денежных средств физических и (или) юридических лиц.

6. 10 ноября 2014 г. направлен на предварительное рассмотрение профильным комитетом законопроект № 645744-6

Предлагается допустить рекламу на телеканалах, продукция которых распространяется на территории одного субъекта Российской Федерации либо одного или нескольких муниципальных образований на территории одного субъекта Российской Федерации.

7. 28 ноября 2014 г. направлен на предварительное рассмотрение профильным комитетом законопроект № 662997-6

Запрещает использовать в рекламе информацию, в которой содержится отношение некоммерческих организаций к объекту рекламирования, за исключением использования информации о рекламодателе, о юридических лицах, которые законодательством уполномочены выдавать сертификат соответствия либо подтверждать соответствие объекта рекламирования техническим регламентам.

8. 01.12. 2014 г. предложен к рассмотрению Законопроект № 641058-6

Предлагается разрешить использование в рекламе алкоголя образов людей и/или животных, представляющих собой или являющихся составными элементами зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков, фирменных наименований или коммерческих обозначения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

9. С 08.12.2014 готовится к рассмотрению в Госдуме Законопроект № 639086-6

Законопроектом предлагается запретить использование образов детей в рекламе товаров (работ, услуг), иных объектов рекламирования, которые не предназначены для детей. Ознакомьтесь с публикацией Использование детей в рекламе. Законодательные ограничения.

10. С 08.12.2014 готовится к рассмотрению в Госдуме Законопроект № 638479-6

Предлагается ввести специальный сбор за использование наименований и товарных знаков с использованием латинского шрифта и наименований на иностранном языке.

Устанавливается, что при установлении сбора, предусмотренного настоящей статьей, учитывается размер выручки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полученной от реализации товаров и услуг с использованием наименований и товарных знаков с использованием латинского шрифта и наименований на иностранном языке.

11. С 08.12.2014 готовится к рассмотрению в Госдуме Законопроект № 636273-6

Предлагается разрешить рекламу на:

  1. кабельном телевизионном вещании;

  2. на телеканалах, продукция которых распространяется, в том числе через кабельное телевизионное вещание на территории одного субъекта Российской Федерации либо одного или нескольких муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации.

12. С 08.12.2014 готовится к рассмотрению в Госдуме Законопроект № 623860-6

Предлагается ввести следующий запрет: иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, а также российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов не вправе выступать участником закупок, предметом которых является заказ на оказание услуг по производству и распространению рекламы.

Исполнитель по договору на оказание услуг по производству и распространению рекламы не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, указанных в абзаце первом части 7.1 настоящей статьи.

13. Принят ответственным комитетом для подготовки к первому чтению Законопроект № 607927-6

Общие требования о рекламе предлагается дополнить следующим: реклама не должна содержать информацию эротического характера и транслироваться без кодировки сигнала с 4 часов до 23 часов по местному времени.

14. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 603867-6

Законопроект предусматривает запрет наружной рекламы и установку рекламных конструкций на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с разрешенной максимальной скоростью движения 90 км/час и выше.

15. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 603786-6

Предлагается внести поправки в Федеральный закон "О рекламе", которые запрещают использование иностранных слов и выражений, за исключением наименования рекламируемой продукции, организации производителя и продавца товаров или услуг.

16. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 583519-6

1. Дается новое понятие рекламы:

"Реклама — информация, распространенная любым установленным настоящим законом способом, в любой установленной настоящим законом форме и с использованием установленных настоящим законом средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;"

2. Дается понятие "телемагазин": телемагазин — один из видов рекламы, осуществляемой через сеть телевещания, основанный на принципе прямого акцепта потребителя, предназначенный для розничной продажи товаров и оказания услуг с целью их возмездной поставки.

3. Вводится ст. 10.1: 

"1.  Рекламодателями товаров сельскохозяйственного производства могут выступать физические и юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственных товаров либо закупку готовой закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, с целью ее реализации".

2. Доля рекламы товаров сельскохозяйственного производства должна составлять одну шестую от общей продолжительности рекламы в течение часа. Реклама товаров сельскохозяйственного производства может быть представлена в виде телемагазина в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона."

4. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазин), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать десяти процентов времени вещания в течение часа. Доля такой рекламы, как телемагазин, должна составлять не более одной шестой от общей продолжительности рекламы в течение часа.

17. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 558287-6

Данным законопроектом предлагается установить правила и порядок распространения рекламы в  торговых предприятиях, предназначенных для розничной продажи товаров, сооружениях, предназначенных для организации досуга и удовлетворения культурно-развлекательных потребностей населения.

 "Статья 20.1 Звуковая реклама, распространяемая в сооружениях предприятий торговли, предназначенных для розничной продажи товаров и сооружениях, предназначенных для организации досуга и удовлетворения культурно-развлекательных потребностей населения

1. Выход рекламы должен предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.

2. Общая продолжительность распространяемой в указанных сооружениях звуковой рекламы не может превышать пятнадцать процентов времени трансляции в течение часа. При этом продолжительность непрерывной трансляции рекламы не может превышать четыре минуты.

3. Не допускается размещение рекламы чаще, чем каждые пятнадцать минут времени.

4. Не допускается распространение рекламы товаров и услуг, которые не представлены и не реализуются на территории сооружения, в котором такая реклама распространяется.

5. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой трансляции. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею трансляции определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в сооружениях предприятий торговли предназначенных для розничной продажи товаров и сооружениях, предназначенных для организации досуга и удовлетворения культурно-развлекательных потребностей населения,  утвержденной антимонопольным органом и разработанной на основе стандартов в области нормирования звуковых сигналов в теле- радиовещании, разработанных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

6. Не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.".

18. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 550420-6

Законопроектом предлагается запретить лицам, осуществляющим кино-и видеообслуживание, демонстрировать рекламу после указанного ими начала сеанса. Возможности по демонстрации рекламы до этого времени или после киносеанса при этом не ограничиваются

19. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы. Законопроект № 490873-6

Законопроектом предлагается обязать рекламодателей автотранспортных средств (в том числе легковых автомобилей) указывать стоимость (цену) автомобилей (автотранспортных средств) в демонстрируемой комплектации, то есть указывать под "красивым изображением" автомобиля на рекламе цену не базовой комплектации автомобиля (которая обычно на сотни тысяч рублей меньше), а цену фактически демонстрируемого на изображении автомобиля.

20. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 490595-6

В радиопрограммах не допускается распространение рекламы, содержащей звуковые эффекты, имитирующие специальные звуковые сигналы, звуковые сигналы транспортных средств и прочие звуки дороги

21. Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы Законопроект № 440359-6

Вводятся ограничения рекламы деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и иных лиц, осуществляющих аналогичные действия под различными наименованиями (знахарь, колдун, ясновидец, провидец, эксперт, специалист, консультант и другие.

p.s. Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона "О рекламе" в ваших рекламных модулях — отправьте их нам на юридическую экспертизу.

Публикации наших экспертов о рекламе:

Реклама алкоголя. Как правильно рекламировать вино и шампанское с 2015 года.

Реклама акций, скидок, распродаж и других стимулирующих мероприятий. Требования Закона "О рекламе".

Использование детей в рекламе. Законодательные ограничения.

Требования закона к рекламе БАД.

Как правильно рекламировать интернет-магазин. Реклама дистанционных способов продажи.

Должная осмотрительность в рекламе.

Реклама пива. Как правильно рекламировать пенные напитки с 2014 года.

Как соблюдался Закон "О рекламе" в 2013 году.


Возврат к списку